Греемся от гнезда прикуривателя. «За рулем», декабрь, 2001

23.10.2014

Даже сами производители называют их по-разному: коврики, накладки, чехлы... А назначение у них одно - согревать тыльные части нашего организма в холодную погоду. Сиденье ледяное, "печка" ещё не "раскочегарилась" - для подобных случаев прежде всего и нужны нагреватели, о которых пойдёт речь.

Оговоримся сразу: рассматриваем только простейшие отечественные обогреватели типа "положил и подключил" - все они питаются от гнезда прикуривателя. Конечно, встроенный обогрев куда удобнее и эстетичнее: скрытая проводка, кнопочки и всё такое, но это немножко другой уровень с другими ценами.

Основной плюс рассматриваемых чехлов-накладок - спартанская простота. Что до недостатков, то они известны давно. Эстет скажет, что такие изделия плохо гармонируют с интерьером. Электрик напомнит, что при попытке обогреть хотя бы два передних сиденья придётся приобретать неизвестно какого качества переходник - два штекера в одну розетку не включишь. Кроме того, может обидеться штатный предохранитель... На "классике" его номинал 8А, в то время как пара ковриков легко "высосет" все 10, а в холодном состоянии - и того больше. С электриком согласится пожарник, добавив, что "уходя - надо гасить свет", то есть отключать свою грелку, а то мало ли чего. Да и аккумулятор разрядится, если на вашей машине гнездо прикуривателя всё время находится под напряжением.

Тем, кого это не смущает и кто настроился на приобретение подобного нагревателя, предстоит походить по рынкам и магазинам - пощупать, понюхать, прицениться и т.п. Это несложно - тут советчики не нужны. Но вот чего при покупке точно не сделаешь, так это не заглянешь "грелке" в потроха - а не страшно ли на неё садиться ценной частью тела? И что скрывают в себе коробочки с кнопками и светодиодами, присутствующие на сетевом кабеле некоторых ковриков? Вот мы и решили - купить, вскрыть и показать всем!

Прежде чем пригласить читателей на фотовыставку "Грелка внутри и снаружи", предлагаем вникнуть в суть короткого теста, позаимствованного у органа по сертификации автомобильных изделий НАМИ-ФОНД.

"Чехлы с электроподогревом для автомобильных сидений Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов не предусмотрены к обязательной сертификации, так как они не входят в "Перечень запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, подлежащим обязательной сертификации"

Всё понятно? Интересно только, а пожарники об этом знают?..

Пару слов о том, что предстоит увидеть внутри.

Обычно в качестве нагревательных элементов используют проводники с большим электрическим сопротивлением и высокой жаростойкостью - вспомним бабушкин утюг с нихромовой спиралью внутри. Обыкновенный же проводник обладает куда меньшим сопротивлением и должен пропускать через себя ток. Если всё-таки нагреется - срочно выключай всё и ищи замыкание в цепи. Однако разработчики порой решают по-своему. Небольшой нагрев проводу не повредит, а его малое удельное сопротивление можно компенсировать "погонными методами": проводник, расположенный внутри коврика, "ну очень длинный". И ничего - работает...


1. Изготовитель / Научно-производственная фирма "Сенсор"
Наименование / Коврик для подогрева сидений "Комфорт"

К "одёжке" претензий нет. Упругие лямочки, приятная на ощупь поверхность коврика - всё хорошо. А вот трёхпозиционный переключатель режимов работы снаружи выглядит лучше, чем с изнанки: неплохая печатная плата побывала в руках неважного монтажника. Зелёный светодиод не работал с самого начала - его не пропаяли как следует. Нагревательный элемент - обычный монтажный провод...

 


2. Изготовитель / "Нико-АВТО", Ульяновск
Наименование / Обогреватель сидений накидной "ОСеНь"

Цена ульяновского обогревателя сначала показалась завышенной: никакой автоматики вроде бы нет, только обыкновенный выключатель, как от торшера. Но где же обещанный инструкцией термовыключатель? Ага, вот он - нашли! А в роли нагревателя - всё тот же монтажный провод.

 


3. Изготовитель / безымянный
Наименование / Накладка на сиденье с электроподогревом "Зима в радость"

Изготовитель накладки "Зима в радость" почему-то не подписался под своим творением. А зря - нормальная накладка, не хуже других. Приятный велюр, регулируемые лямки, никакой автоматики и всё тот же монтажный провод, работающий фактически в режиме короткого замыкания. Понятно, что при единственном обрыве внутри изделие тут же откажет.

 


4. Изготовитель / "Теплодом", Москва
Наименование / Электрогрелка "Емеля"

Наконец-то обнаружен нормальный нагревательный элемент - вместо монтажных проводов фирма применила углеродный материал! Узенькие волокна надёжно соединены с проводами, которым уже не нужно работать грелками. Кроме того, такое изделие не откажет даже при случайном обрыве одной или нескольких углеродных жил - подстрахуют остальные, хотя и станет немного холоднее...
Индикатором включения служит не только "контактируемый участок тела", но и установленный на штекере светодиод.

 


5. Изготовитель / НПО "АСС-МЕДИА"
Наименование / Автомобильный чехол с электроподогревом

Ну очень дорого... Хотя сделано по-людски - приятная фактура материала, упругие лямки крепежа. Внутри чехла - отдельные нагревательные элементы из углепластика.
Ради интереса решили проверить параметры одного из нагревательных элементов с этикеткой "12 вольт, 12 ватт". Измерили сопротивление в холодном и нагретом состоянии - вышло соответственно 3 и 12 Ом. Что ж, всё верно - в рабочем режиме получится как раз 12 ватт. Заодно будем знать, насколько пусковой ток выше установившегося - так, к сведению...

 


6. Изготовитель / ООО "ВИТОТЕХТОРГ"
Наименование / Электроподогрев автомобильного сиденья. Он же - электрообогреватель для сиденья автомобиля.

Во многом похоже на предыдущее изделие - упругие лямки, управление одной кнопкой и т.п. Через час изделие автоматически выключается, причём регулятор запоминает режим, на котором произошло последнее автоматическое отключение изделия. Тем не менее, инструкция категорически запрещает оставлять его включённым - это правильно.
Внутри обогревателя - углепластик: ленточный нагревательный элемент, герметично запаянный в термостойкую плёнку.



Ну и как вам наша фотоэкспозиция? Своё мнение по всем перечисленным грелкам мы, конечно же, составили. Внешний вид и эргономика - это всё, в общем-то, субъективно, а вот углепластик в роли нагревателя всё же лучше, чем монтажный провод: каждый должен заниматься своим делом. Поэтому свои "голоса" мы отдаём изделиям фирм "Теплодом" (фото 4), "АСС-МЕДИА" (фото 5) и "ВИТОТЕХТОРГ" (фото 6). Хочется сэкономить и не иметь проблем с электроникой - берите "Емелю". Доверяете автоматике - присмотритесь к более дорогим изделиям. Впрочем, прислушиваться к нашему мнению или нет - дело читателей.

Текст / Михаил Колодочкин

« назад