Стационарные обогреватели сидений. «Автомобили», январь, 2002

23.10.2014

В основном используются три модели стационарных обогревателей, выпускаемых в Москве и Ульяновске. К их конструкциям предъявляются весьма жёсткие требования, касающиеся времени нагрева, автоматического поддержания оптимального температурного режима и аварийного отключения обогревателей в случае возникновения нештатных ситуаций. Естественно, одним из важнейших условий обеспечения максимального комфорта является равномерность распределения зоны нагрева по площади нагревателя.

Редакция решила провести тест стационарных обогревателей, чаще всего используемых для установки в отечественных автомобилях. Большую помощь в его проведении оказала компания «Теплодом», услугами лаборатории и измерительного центра которой мы воспользовались.

Для испытания нами были отобраны изделия ульяновской компании «Нико-Авто» и московских компаний «АСС-Медиа» и «Теплодом».


«АСС-Медиа»

Нагреватели изготовлены из углеродной ленты, размещённой в виде петли, заламинированной в прозрачную пластиковую оболочку, и вставлены в чехол из материала, не поддерживающего горения. Управление возложено на оригинальную схему, вынесенную отдельно и запаянную в термоусадочную трубку. Используется кнопка стеклоподъёмника и вынесенный светодиод. Имеется три режима нагрева с соответствующей световой индикацией каждого режима и автоматическим отключением через 50 мин. после последнего изменения режима.

Использование в качестве нагревательного элемента углеродной ленты обеспечивает высокие скорости нагрева и достижения рабочих температур. Конструкцией, однако, не предусмотрена защита от перегрева. К сожалению, комплект не лишён и других недостатков. Кроме чересчур локального пятна нагрева, жёсткая пластиковая оболочка прощупывается сквозь обшивку сиденья и боится перегибов.

Цена – 1300 руб.

 

«Емеля У.К.»

Нагреватели изготовлены из углеродных волокон, собранных по параллельной схеме, и размещены между двух термоскреплённых слоёв водоотталкивающей ткани. С тыльной стороны нагревательные модули пропитаны клеевым составом для надёжного прикрепления к основе сиденья.

Управление осуществляется штатной кнопкой «ВАЗ-2110», внутрь которой фирма «Теплодом» устанавливает оригинальную плату управления, имеющую 3 режима с соответствующей световой индикацией каждого режима и электронной защитой от перегрева и автоматическим отключением через 30 мин.

Комплект имеет высокую механическую стойкость на изгиб и истирание. В случае выхода из строя одного или нескольких волокон нагреватель продолжает работать. Следует отметить, что нагреватели, применённые в «Емеле У.К.», запатентованы в Российском агентстве по патентам.

В настоящее время не выпускается комплект с разнесёнными кнопками управления, но в ближайшее время эта проблема будет решена.

Цена – 1500 руб.

 

«Нико-Авто»

Нагреватели изготовлены из многожильного монтажного провода марки МГТФ. Несколько десятков метров провода зигзагом уложены между тонкими листами поролона. Четыре нагревателя попарно собраны в последовательную цепь и с тыльной стороны пропитаны клеевым составом для надёжного крепления к основе сиденья. В качестве защиты от перегрева предусмотрен встроенный термодатчик, обеспечивающий отключение системы в случае критического повышения температуры.

Управление осуществляется штатной кнопкой ВАЗ-2110. «Нико-Авто» имеет один режим нагрева и подсветку в тёмное время. Нагревается вся поверхность обогревателей. Конструкция обогревателя обеспечивает равномерный нагрев по всей поверхности сиденья.

Довольно сложная схема коммутации, при которой нагреватели собраны в последовательную цепь, приводит к тому, что обрыв нагревателя в одном месте вызывает отказ всего изделия. Кроме того, монтажный провод не предназначен для использования в качестве нагревательного элемента и боится многократных перегибов. Его применение создаёт во время работы электромагнитное поле, с чем, вероятно, связано отсутствие пока необходимых санитарно-гигиенических сертификатов.

Цена – 1200 руб.

 

Что же показал проведённый тест?

Время нагрева до рабочих температур у всех трёх обогревателей находится в пределах 1-3 мин., разброс рабочих температур – в пределах 43-55 С. Значительно различаются зоны нагрева. У обогревателя «АСС-Медиа» явно выраженные локальные пятна нагрева. У прибора «Емеля У.К.» зона нагрева равномерно распределена по всей площади нагревателя. Конструкция обогревателя «Нико-Авто» обеспечивает равномерный нагрев по всей поверхности.

В ходе теста была имитирована штатная ситуация – возможный отказ электронной защиты. При подключении напрямую нагреватель «Емеля У.К.» разогревается до 55-60 С, а «АСС-Медиа» - до опасных для здоровья величин – 80 С!


Текст / Леонид Круглов
Фото / Юрий Битов, компания "Теплодом"


« назад